Организация и содержание игрового пространства в групповых центрах активности разных возрастных групп

07.09.2021

  На каждом возрастном этапе выделены приоритетные образовательные задачи, которые следует учитывать при организации предметно-развивающей среды.

МЛАДШАЯ ГРУППА

     Младший возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям со взрослыми, сверстниками и с предметным миром. Обеспечение эмоционально положительного самочувствия, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности – главные задачи этого этапа.

     Предметно-развивающая среда младшей группы организуется с учетом возможности для детей играть и заниматься любимым делом индивидуально или отдельными подгруппами. Пространство игровой комнаты должно стимулировать детей к двигательной активности и позволять хорошо просматривать пути передвижения. У детей недостаточно развита координация движения, поэтому расположение столов, стульев и другого оборудования должно позволять им свободно передвигаться в группе, подходить к желаемым игрушкам беспрепятственно.

     В построении развивающей среды необходимо учитывать принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности: располагать «смежные» центры в непосредственной близости друг от друга. Условно в программе выделяют «Центр искусства», «Центр науки», «Центр ручного труда», «Центр занимательной математики», «Литературно-театральный центр», «Строительный центр», «Центр двигательной активности», «Центр отдыха». Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребностям детей игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозирует меру своего влияния на самостоятельные детские игры, создает условия и настрой на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду. Центры активности наполняются преимущественно натуральными предметами, с которыми можно производить разнообразные манипулятивные действия (учет возрастных особенностей детей) для развития мелкой моторики рук, таким образом, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. Маленькие дети предпочитают крупное оборудование. Оно должно быть внешне привлекательным и ярким. Менять его по мере угасания интереса, не реже одного раза в неделю. Игровые материалы выкладываются на открытые полки постепенно и обыгрываются.

     Малыши проявляют всё более активный интерес к рисованию. Для его поддержания и развития хорошо иметь самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Для рисования ладошками целесообразно использовать гуашь с добавлением жидкого мыла.

     Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах. Малыш может видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид. Уголок ряженья позволит изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого одновременно. Много возможностей для развития детей заложено в игре – экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования (ёмкости для переливания воды, мелкие резиновые и плавающие игрушки, водяные мельницы и др., шарики для пинг-понга, камешки, поролоновые губки). Лучше размещать такой центр ближе к источнику воды, постелить в этом месте пластиковый коврик, иметь несколько комплектов защитной одежды: халатиков, нарукавников, старых папиных рубашек.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

     Средний дошкольный возраст – важный этап умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению.

     В развивающей среде активно используется знакомая детям символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать их вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать можно всё и графически, а не только словесно.

    В этом возрасте дети особенно чувствительны к поддержке взрослого. В группе выделяется место, где ребёнок мог бы выставить свою поделку, работу, украсить ею помещение.Хочу такой сайт

     Следует предусмотреть построение среды по принципу небольших полузамкнутых микропространств (для игры детей подгруппами по 2-4 человека).

     У детей среднего дошкольного возраста важно накапливать опыт совместной со сверстниками деятельности, а также развивать познавательные интересы и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в различных видах продуктивной деятельности (самодельные книжки, коллажи, макеты, схемы для выполнения заданий). Дети данного возраста активно играют, объединившись в небольшие игровые группы. Сохраняется тенденция предпочтений детьми реалистичных интересных игрушек. Вместе с тем дети интересуются игрушками-заместителями реальных предметов (кухонной утвари, предметов бытовой техники и т. п.), которые активно используются ими в играх. К оформлению игровых мест желательно привлекать самих детей: поклеить обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для магазина, придумать символы для кабинета доктора и пр.

     Дошкольники любят как-то обозначить свою игровую территорию. Чтобы избежать конфликтов можно использовать лёгкие ширмы, цветные шнуры, заборчики из кирпичиков, игровые коврики. В данном возрасте дети активно познают свойства и отношения предметов, осваивают обследовательские действия. Их привлекают предметы, которые можно сравнивать, группировать, объединять по какому-либо свойству. С целью обобщения и углубления опыта познания с окружающим миром в группе организуется «Науки и природы», «Экспериментирования», «Математики и манипуляции» (сенсорный центр), где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью органов чувств (музыкальные инструменты, шумовые предметы, картинки, калейдоскопы, флаконы из-под духов – узнавать по запаху и т.д). Для поддержания интереса детей к речи желательно иметь в группе технические средства обучения (проигрыватель или магнитофон, диапроектор). В среднем возрасте усиливается интерес к познанию себя. Этому может содействовать самостоятельное изготовление и размещение в специально выделенном для этого месте плакатов, подборов иллюстраций, фотографий: «Какой Я?», «Я плачу и смеюсь», «Люди такие разные и такие одинаковые». Ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. Поэтому в игровых наборах для детей этого возраста должны быть куклы разных размеров, разного пола, разных «профессий», наборы мебели, посуды, одежды, разнообразные виды транспорта, домашние и дикие животные. Следует иметь разнообразный строительный материал, так как дети не только создают постройки, но и используют крупный строительный материал для игровой планировки. В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок, бечевок, катушек, палочек, лоскутков — все это находит применение в игре и способствует развитию игровых замыслов и творчества.

     Нужно предоставить в пользование детям предметы для ряженья; элементы костюмов сказочных героев, маски животных, эмблемы с изображениями любимых литературных персонажей (Винни-Пух, Буратино). Это позволяет самостоятельно воспроизводить в играх-драматизациях полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов.

СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

     При переходе ребёнка в старшую и особенно в подготовительную к школе группу меняется его психологическая позиция: он начинает ощущать себя старшим среди других детей ДОУ. В этом возрасте важно развивать любые проявления самостоятельности дошкольников: самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Необходимо воспитывать гуманное отношение к природному, предметному и социальному миру. Всё это требует постоянного обращения ребёнка к внутреннему миру и расширения границ мира внешнего. Важно поддерживать ощущение такой организации среды, при которой ребёнок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выяснять их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекать в процесс преобразований. В этом возрасте дети начинают сооружать пространство для игры из любых подсобных материалов (диванных подушек, перевернутых стульев, стола со спущенной скатертью и пр.).

     Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игры с партнерами-сверстниками. Функция сюжетосложения принадлежит разнообразным мелким игрушкам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами. Универсальные игровые макеты располагаются в местах  легко доступных детям; они должны быть переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен» по желанию играющих). Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись – дети могут самостоятельно выбрать игры. Развивающая среда должна включать коробку с бросовым материалом, пластиковой, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и т.п. для изготовления недостающих атрибутов. Для становления режиссёрской игры необходимо место для разыгрывания сюжетов (его можно изготовить из большой коробки), набор игрушечных персонажей, бросовый материал и инструменты, а также схемы-образцы, фотографии декораций и кукол. Желательно выделить место для экспериментов с использованием технических средств (микроскоп), в группе оставить оборудование для экспериментирования с шарами, водой, природным материалом.

     Наряду с художественной литературой и в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.

     Для поддержания у дошкольников интереса к школе целесообразно выделить зону для подготовки детей к школьному обучению с различными игровыми пособиями, направленными на формирование предпосылок учебной деятельности. У ребёнка необходимо развивать представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдения. Например – у каждого своя метка на стене – есть повод для обсуждения: на сколько сантиметров он вырос за месяц, за три месяца, кто растёт быстрее, кто медленнее. Нужно записывать, зарисовывать, делать фотообзор тем, обсуждаемых каждый месяц: «Моя семья», «Что я люблю и не люблю», «Мои друзья», «Моя мечта» и др. Привлекает старших дошкольников и возможность изменить внешний вид. Для этого в группу вносят краски для грима, парички, детали одежды для взрослых (шляпа, галстук, длинная юбка, солнце защитные очки, шаль, капитанская фуражка и т.п.). В группе специальное место отводится для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры.

     Хорошо иметь игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например «Конструктор эмоций» (набор деталей из которых составляется лицо человека. Ребёнок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении.)

     Хорошо, если в группах имеются иллюстративные материалы краеведческого характера: «Город, в котором мы живем», «Каким был наш город в прошлом», «Наша река, лес, озеро».

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».